Юлия Балабанова
Вадим Стройкин
  • Как официально называется ваша методика?
Школа гитары Вадима Стройкина. Это название и самой школы, и методики, которую я применяю.
  • Как она возникла?
Эта методика выработана годами на основе моего собственного опыта. Когда меня, сославшись на отсутствие слуха, не взяли в музыкальную школу, папа купил мне «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Эта оранжевая книжка была, наверное, в каждом приличном советском доме. Но если у большинства она замызгана на первых трёх страницах, моя была замусолена почти до конца. Поскольку нот я не знал, мы с отцом «изобрели» табулатуру. Сейчас этим пользуются все, а тогда приходилось делать её самим: у меня была ламинированная шпаргалка, где каждой ноте соответствовал какой-то лад на какой-то струне. Так я начал осваивать инструмент, разбирать этюды.
Потом в моей жизни была геологоразведка, туризм, альпинизм, то есть песни под гитару, «подсмотренные» аккорды, разные переборы. Однако благодаря «замызганному» в своё время Пухолю, в геологоразведочных партиях и на фестивалях КСП я играл вполне прилично. В частности внутри аккорда я пытался находить элементы мелодии и аккомпанемент, построенный на простых аккордах, звучал отнюдь не просто.
  • Появляется новый ученик, с чего начинается ваше знакомство, как проходит первый урок?

Прежде всего, независимо от возраста и уровня игры, я стараюсь донести, что мы не просто ставим палец на «деревяшку с леской» — мы рождаем новый звук. Новый звук появляется в пространстве — и это очень важно. К каждому звуку надо относиться с уважением и вниманием, потому что это ты его издаёшь. Это твой новый инструмент общения с миром…
Что касается техники - я использую свои собственные этюды. Есть те, которые построены на аккордах. В начале там звучат аккорды, исполняемые щипком или перебором, а потом в тех же самых аккордах вдруг появляется мелодический рисунок. Таким образом, я объясняю, что в гитарной партии мы можем сделать «два в одном»: и аккомпанемент, и мелодию. Я начинаю с простейших аккордов и «дворовой» техники игры боем, но уже сразу ввожу какую-то музыкальную терминологию: например, не A-эм и Ц, а ля минор и до мажор.
Другие этюды позволяют понять, что можно использовать полный гриф. Бывает, люди играют только на первых трёх ладах, так что там потом появляются каверны (прим. «каверны» — геологический термин, означающий пустоты в горных породах) — стёртости, а остальной гриф при этом девственно нетронут. А я учу свободно владеть разными позициями левой руки. Все четыре моих этюда — это основа. На них мы осваиваем базовую технику.
  • Но классические этюды есть и в музыкальной школе. В чём отличие вашего материала?

Во-первых, это табулатура. Вместо нот используются табы, поэтому для его освоения не нужна нотная грамота. Во-вторых, он больше адаптирован к сегодняшнему дню: работая над одним этюдом, мы можем узнать, что такое бой, что такое щипок, комбинированный перебор. Все эти техники применяются в современном аккомпанементе, а у Тарреги (автора классических гитарных этюдов) мы такого не найдём. В моей методике в одном этюде мы получаем практически всю «правую руку» — пять разных приёмов на одних и тех же аккордах. Кроме того, это и разные ритмические рисунки. Я объясняю ученикам, что если бы пять музыкантов играли один и тот же гармонический квадрат, но каждый — своим способом, то это было бы ритмически очень сложное произведение, но звучащее как единое целое. Так возникает первоначальное понятие об ансамбле: дуэте, трио — о том, как можно раскладывать произведение на разные партии. Но всё это, повторюсь, в табулатуре и объясняется «на пальцах».
Конечно, на этих этюдах мы отрабатываем и постановку руки. Я объясняю, как должны стоять руки, используя идею воображаемых теннисных мячиков в ладони: кисти должны быть округлые. И ещё важный момент: если вдруг ученик случайно, в режиме импровизации, или же по своему желанию «досочиняет» мои этюды, привносит в них какие-то авторские элементы, я горячо это приветствую. (Попробуйте-ка «дополнить» Таррегу!) В таких случаях я подключаю программу Guitar Pro 5, и с её помощью он прописывает табулатуру уже своей версии этюда — для себя. Мотивирует, знаете ли.
  • Когда все четыре этюда разучены, что потом?

Для отработки правильной постановки руки я даю мелодию Доминика Миллера к песне Стинга Shape Of My Heart: сложный аккорд, с которого она начинается, вы просто не сможете сыграть, если рука стоит неверно.
Дабы показать, что ничего невозможного нет, а надо просто регулярно заниматься, я даю несколько аккордов композиции Иоганна Себастьяна Баха «Air» («Ария»): мы ставим каподастр, включаем Берлинский филармонический оркестр — одно из лучших исполнений этого произведения — и ученик может взять эти первые аккорды в сопровождении оркестра. Забавно, правда?
Помимо этих двух вещей, мы однозначно разбираем «Романс» Гомеса, потому что для обучения он идеален: первая часть элементарно лёгкая, втораямаксимально сложная, это одно из выпускных произведений в консерватории. «Романс» — третья «классическая» вещь, которую я разучиваю с учениками. Дальше, когда база уже наработана, я предлагаю ученикам свои авторские «Двенадцать пьес для шестиструнной гитары». Но при этом, если у них возникает желание разобрать какой-то другой музыкальный материал, мы вместе занимаемся и им. В этом случае урок, который длится один астрономический час, делим пополам. В отчётных концертах, как правило, ученики играют мой материал.

  • А в чём методические «фишки» этих двенадцати пьес?

Они тоже построены от простого к сложному. Есть, например, «Эльфийский танец» — в аккордах он прост, вся нагрузка идёт на правую руку: быстрый перебор, комбинации пальцев. И ещё весь этот материал — в разных стилях. «Эльфийский танец» и «Ирландская сага» — это северная этника, «Ожидание» — испанские мотивы, «Назад в будущее» — элементы джаза. И везде используются разнообразные приёмы и техники. Это происходит естественным образом, потому что я точно так же их и писал: я исследовал разные музыкальные направления и, вдохновившись, создавал что-то своё. Это позволяет моим ученикам пробовать разную музыкальную эстетику и выбирать то, что им ближе.

  • Расскажите подробнее про отчётные концерты.

Отчётные концерты своей школы я провожу ежегодно, приглашаю учеников по желанию — и, как правило, никто не отказывается. Изучая материал, мы определяем пьесу для концерта и на занятиях уделяем ей больше внимания. Для отчётных концертов я всегда ищу площадки, выступить на которых очень престижно. В Москве, например, это был культурный центр «На Патриарших»

  • Сколько у вас было учеников и как долго длится обучение?

На сегодня обучившихся по моей методике — около ста человек. Никаких сроков и рекомендаций по скорости освоения того или иного этапа нет. Всё строго индивидуально. Есть ученик, который два года «застревал», а на третий у него девочка появилась, и он так заиграл! Но в среднем, по опыту, свободного владения гитарой человек достигает за три года регулярных занятий. После этого некоторые уже сами начинают преподавать по моей методике и даже получают профессиональное музыкальное образование. Так, один парень, учивший мои пьесы по табулатуре, впоследствии поступил в музыкальный колледж и за полтора месяца выучил всю нотную грамоту. Это не было проблемой.

  • Что собой представляет методика, которую вы передаете другим преподавателям?

В данный момент в табулатуре прописаны мои четыре этюда — это основа, на которой я показываю свой подход, постановку и правой, и левой руки. Кроме того, рассказываю о трёх пьесах для развития техники: Shape Of My Heart Стинга, Air Баха и «Романс» Гомеса. И после этого говорю преподавателям: дальше вы сами. Вы можете взять мой материал («Двенадцать пьес»), либо опереться на свой собственный.
  • Есть ли какие-то ограничения: по природным данным, по возрасту — из-за которых вы не берёте учеников?

Ограничение одно: отсутствие у человека собственного желания заниматься. Но таких за всю мою практику не было. Может быть медленно и лениво, но с желанием и верно. Что касается возраста - самому младшему ученику на данный момент 9 лет, самому старшему - 82. А природные данные... здесь, как говорится, без комментариев. Приходите, разберёмся!
Made on
Tilda